Загальне
Есаулов С.М., Бабичева О.Ф.
Харьковский национальный университет городского хозяйства им. А.Н.Бекетова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ
Освоение студентами технических дисциплин часто связано с использованием знаний из других курсов. К сожалению, в системах дистанционного обучения (СДО) после окончания планового общения с преподавателем любого курса студент исключается из списка активных пользователей материалами дисциплины и не может войти в «Курс» при смене пароля для новых групп обучаемых. Такие особенности организации СДО исключают возможность студентам возвращаться в знакомые им разделы прошлых курсов, если требуется повторение пройденных материалов.
В условиях формирования учебных планов взаимосвязь дисциплин лучше всего известна преподавателям. Поэтому им свойственно обмениваться формулировками вопросов с выделением названий тематических направлений, на которые обязательно следует обратить внимание в лекциях преподавателей всех предшествующих курсов. В СДО на базе Moodle [1] обмен такой информацией легко организовать в элементах «Чат» и «Форум». Можно быть уверенным, что даже по умолчанию просьбы преподавателей по всем актуальным вопросам будут коллегами взаимно учтены.
Принимая во внимание авторские права кураторов учебных курсов, их стремления постоянно совершенствовать страницы дисциплин и обновлять все материалы, очевидно, что по истечении некоторого времени ранее предлагавшиеся студентам файлы могут стать неузнаваемыми для старшекурсников. Поэтому преподавателям целесообразно рекомендовать студентам сохранять важные для дальнейшей учебы разделы дисциплин в соответствующих объемах на собственных носителях информации. Наиболее привлекательными средствами сохранения различных файлов в настоящее время являются «облачные технологии» [2]. Облачные сервисы предлагают большие объемы и доступны любому пользователю компьютера, планшета и смартфона. Очевидно, что преподаватели тоже должны иметь опыт установки и применения конкретного облака, чтобы поделиться со студентами своими впечатлениями и анализом поставщиков услуг и менеджеров сопровождения любого из них (Google Drive, Microsoft OneDrive и пр.). Применение облачных технологий можно считать обязательным дополнением к любой СДО, которые значительно расширяют перспективу иметь учебные материалы любых курсов всегда под рукой, применять их в повседневной практической деятельности и дополнять тематические библиотеки новинками, найденными самостоятельно. Все эти качества значительно превосходят возможности известных персональных Flash-носителей, гарантируя сохранение привычных файлов бесконечно долго после окончания обучения.
Особенности СДО, эффективно используемых в основном для контроля знаний, кураторы технических дисциплин традиционно испытывают, когда нуждаются в расширении возможностей представления источников знаний периферийным студентам, находящимся далеко от аудиторий ВУЗа. Одним из важных заданий для любого дистанционного студента является освоение приемов поиска и сохранения найденной им необходимой информации. Много познавательного и учебного материала кураторы обнаруживают в сети Internet самостоятельно, знакомство с которым могут рекомендовать учащимся на странице своего курса в среде СДО. Для этого достаточно применить доступные средства цветной рекламы, «Ссылку на вэб-страницу»и рекомендации для удобного сохранения информации [3].
Нельзя не учитывать опыт коллег, которые в своих курсах, затратив немало времени, создают и используют для учебного процесса тематические презентации, файлы лекций, различные методические пособия для выполнения лабораторных и практических заданий. Возможности СДО через «Новости курса» позволяют своевременно информировать студентов обо всех новинках в библиотеке курса. Целесообразно, ко всем учебным пособиям сайта и новинкам предусмотреть доступ через «Ссылки на файлы». Несомненно, такая информация должна дублироваться, например, на сайте кафедры [4] с комментариями авторов. Подобная локальная публикация не только оповещает коллектив кафедры о новой учебной разработке, но и возможностях применения ее в учебном процессе коллегами.
Важно учитывать, что любая СДО для тестирования и экзаменов гарантирует своеобразную изоляцию пользователя от подсказок через сеть Internet. Но страница дистанционного курса может стать более посещаемой, достаточно привлекательной и интересной студентам, если куратор дополнит ее актуальной новостной тематической информацией с элементом «Анкета». Анкета с собственными вопросами помогает кураторам по отзывам анализировать реальные запросы дистанционной аудитории и корректировать учебный материал, наполняющий сайт. Анкетирование в ведущих учебных заведениях позволило узнать, что цветные страницы учебного сайта положительно влияют на работоспособность обучающегося. Иллюстрированные страницы, оказалось, способствуют освоению прикладных навыков, получению профессий в домашних условиях и многое другое. Такие результаты оставляют за кураторами право творческого поиска скромных оригинальных вариантов и приемы оформления страниц их курсов, хотя обязательный набор компонентов должен быть, конечно, оговорен.
Прикладное применение знаний нельзя сравнить с любыми тестами и экзаменами в СДО. Уместно отметить, что за рубежом навыки самообучения у студентов СДО оцениваются достаточно высоко, а работодатели «дистанционщиков» предпочитают чаще студентов очной формы обучения. Неумение практического применения полученных знаний обусловлено отсутствием навыков общения с техникой и реальными технологическими объектами. Очевидно, этот недостаток постепенно устраняется, когда учащиеся станут непосредственными участниками сферы применения конкретных технических устройств. Но, учитывая самостоятельность студентов в СДО, отмеченный недостаток можно существенно компенсировать с помощью виртуального программируемого оборудования и других средств[5].
В среде Moodle был разработан внеаудиторный экспериментальный курс «Заочной научной и практической деятельности студентов», в котором демонстрировались материалы пошагового решения инженерных задач на основе применения знаний многих дисциплин, доступ к которым имели все зарегистрированные пользователи.
Рис.1 Интерфейс страницы в СДО ХНУГХ
Предлагаемые решения нуждались в доработке, которую реализовали наиболее активные студенты, предложившие свои варианты эскизной документации макетов электромеханических устройств, выполнили научные работы, подготовили материалы для докладов на конференциях, публикаций и патентов на изобретения. Расширив аудиторию участников экспериментальной лаборатории через чат «Электроника студента» на сайте «Образование и свободное программное обеспечение» [6], появились не только новые вопросы, но и предложения прикладного применения теоретических знаний. Сторонние участники помогли студентам познакомиться с приемами конструирования, изготовления и ремонта различной техники собственными руками и продемонстрировали возможности форумов, когда в них участвуют коллеги с опытом и накопленными знаниями. Локальные форумы студентов реализуемые в СДО, обычно не выходят за рамки лекционных материалов и проходят в иной атмосфере, чем с оппонентами - гостями.
Привлекательной оказалась виртуальная программируемая техника, которая нашла положительную оценку у многих студентов и даже специалистов. Известно, что компьютерные разработки стали привычными помощниками учащимся при самостоятельном выполнении практических и лабораторных работ в домашних условиях. Функциональность таких устройств во многом идентична реальным технологическим объектам или установкам. Таким образом, в СДО появился оригинальный пакет программ “SinSys” [7]. Приложения и справочные материалы к пакету создавались с наглядными иллюстрациями взаимосвязи дисциплин в прикладной деятельности инженеров. При этом технические эстетика и дизайн однажды оказались лидирующими среди других дисциплин, что обусловлено требованиями к технике со стороны современного рынка сбыта устройств.
В разработанных компьютерных электронных лабораториях пользователи нашли динамичные модели технических средств, которые в учебниках, каталогах, справочниках представляются статическими эскизами, фотографиями, графиками и пр. Стоит заметить, что виртуальные учебные пособия для дистанционных студентов всегда нуждаются в доработке и пояснениях, которые удобно реализовать с помощью учебных видеофильмов. Видеотека способствует эффективному освоению наиболее сложных вопросов в технических дисциплинах. Не взирая на существенные затраты времени при подготовке видеороликов, их применение упрощает общение преподавателей со студентами, получающих доступ к тематическим сюжетам в любое время и в любом месте пребывания их.
К сожалению, применение медиа-файлов в СДО требует специальной подготовки видеоматериалов различных форматов, а поэтому можно воспользоваться услугами, например, Youtube, разместив в СДО комментарии и кнопку «Ссылку на медиа-File» [8].
Прикладное программное обеспечение учебных лабораторий в СДО способствовало привлечению к ее постоянной модернизации, желающих студентов и аспирантов очной формы обучения. Положительные результаты такой деятельности были достигнуты с помощью оригинальных подходов без привлечения спонсоров и сторонних исполнителей работ [9]. Уже несколько лет примером такого комплексного практического подхода служит рукотворный комплект оборудования для микропроцессорной системы управления «Гранит» и действующих макетов к ней.
Рис.2 - Модернизированный телекомплекс управления «Гранит»с приложением SinSys
В практике технической высшей школы находит применение программируемое дистанционное оборудование, доступ к которому возможен через Internet с помощью локальных цифровых средств. Особого внимания заслуживает платформа Microsoft.NET Framework for Windows. В основе Microsoft.NET-технологии лежит универсальность программного кода, который может быть выполнен любым устройством, независимо от используемой в нем операционной системы, но поддерживающего технологию .NET Frame. Универсальность программного кода состоит в том, что с его помощью можно синтезировать прикладные электронные решения, возможности которых отличаются большой гибкостью к обновлениям и реализации новых возможностей. Регенерация функциональных свойств, корректировка баз данных и обновление таких устройств может осуществляться в реальном времени.
Примеры .NET-приложений к пакету “SinSys” [10] позволили учащимся экспериментировать с дистанционным оборудованием Aerospace Group - University of Granada, Technical School Rudjer Boskovic, Zagreb и других зарубежных ВУЗов. Успешное участие активных студентов в зарубежных цифровых test-марафонах и результаты экспериментов в локальной сети раскрыли ряд непреодолимых сложностей .NET устройств применительно к СДО, но в рамках домашней студенческой лаборатории такая техника функционируют надежно и может быть рекомендована учащимся для самостоятельного освоения современны технологий [11].
Важно отметить, что все разрабатываемые программируемые технические решения для СДО относятся к экспериментальным, синтезируемые энтузиастами преподавателями и студентами. Конструкторская работа сопровождается общением инициаторов в Internet с экспериментаторами, консультантами и профессионалами цифровой техники из многих стран (более 70 стран). Все нюансы такой организационной деятельности заслуживают у студентов особое внимание, представляющие самопроизвольно созданную экспериментальную площадку для изучения техники, освоения деликатных приемов общения с зарубежными специалистами и, конечно, языка общения. Для будущих технических менеджеров такие вопросы в сферах маркетинга, рекламы, изучения иностранных языков не нуждаются в специальных комментариях.
Практика применения рассмотренных приемов реализации взаимосвязи различных дисциплин в дистанционном курсе с доступными Internet - средствами относятся к нетрадиционным, но очевидно помогают увлеченным техникой дистанционным студентам с помощью компьютера осваивать тонкости техники, значительно выходя за пределы лекционных материалов. Собственная теоретическая подготовка позволяет "дистанционщикам" успешно сдавать тесты любой сложности, сертифицировать свою профессиональную подготовку через внешнее тестирование своих знаний, а коллектив кафедры с таким новациями способен раскрыть перспективы эффективного многостороннего нетрадиционного использования СДО в учебном процессе.
Список использованных источников
- Официальный сайт СДО Moodle. – URL: http://www.moodle.org
- Медведев А. Облачные технологии; тенденции развития, примеры исполнения./ А. Медведев. – Режим доступу: http://www.cta.ru
- Анисимов А . А . Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие./А .А. Анисимов . – Харьков: ХНАГХ, 2009. – 292 с.
- Официальный сайт кафедры ЭТ ХНУГХ. – URL: http://met.kname.edu.ua
- Есаулов С.М. Электронные приложения пакета SinSys для системы дистанционного обучения Moodle / С.М.Есаулов, О.Ф. Бабичева // Теорія та методика електронного навчання: збірник наукових праць. Випуск II. – Кривий Ріг: Видавничий відділ НМетАУ, 2011.– с.247-254.
- Образование и свободное программное обеспечение. - URL: http://ut9li.narod.ru.
- Есаулов С.М. SINSYS в системе дистанционного обучения Moodle специалистов коммунального хозяйства. / С.М. Есаулов, В.Ф. Харченко , О.Ф. Бабичева . – Коммунальное хозяйство городов. – К.: Техніка. - Вып.97 – 2011. – с.363-378.
- SinSys пакет программ - приложения ч.3. – URL: http://youtu.be/lruEGYTWVbM
- Бабічева О.Ф. Комп’ютерне проектування електромеханічних пристроїв: Навчальний посібник. / О.Ф.Бабічева , С.М. Єсаулов. – Харків: ХНАМГ, 2009. – 281 с.
- Есаулов С.М. Программирование приложений для технических дисциплин в системах дистанционного обучения / С.М.Есаулов, О.Ф. Бабичева // Стратегия качества в промышленности и образовании: Сборник материалов IX Международной конференции. Том 3. – Варна: 2013. – с.468-470.
- Технология .NET. – Режим доступу: http://net-framework.ru/article