Загальне
Дворовенко О.В., Дворовенко В.Н.
Кемеровский государственный институт культуры
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СДО MOODLE В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Обучение специалистов в сфере культуры и искусств с использованием дистанционных технологий имеет специфический характер. С одной стороны, это связано с необходимостью углубленной гуманитарной подготовки, с другой – с развитием творческих способностей и талантов. Внедрение в 2011 г. в Кемеровском государственном институте культуры и искусств (КемГИК) электронной образовательной среды на базе СДО Moodle (edu.kemguki.ru) было воспринято неоднозначно – у преподавателей возникали опасения в нецелесообразности использования не только интерактивных элементов системы, но даже в размещении статичных материалов для организации работы со студентами творческих направлений подготовки.
Для решения описанных проблем в КемГИК были организованы курсы для преподавателей по разработке учебных курсов с применением интерактивных элементов СДО Moodle. Это позволило расширить возможности использования электронной образовательной среды. К примеру, на этапе внедрения электронная образовательная среда использовалась преподавателями КемГИК для размещения статичных учебных материалов по курсу, на сегодняшний день уже во многих учебных курсах преподаватели используют интерактивные элементы, все курсы заполнены базовым статичным контентом (рабочие программы, тематические планы, учебно-методические комплексы, списки рекомендуемых источников и др.).
Проявление интереса к использованию в учебных курсах интерактивных технологий привело к изменению подходов в реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства. В 2015 г. на базе КемГИК был запущен отдельный проект для осуществления дистанционного обучения по программам дополнительного образования, который был назван «Среда дистанционного обучения КемГИК» (sdo.kemguki.ru). На данный момент этот проект является уникальным ресурсом, открывающим дистанционный доступ к образовательным программам и другому контенту в сфере культуры и искусств, не имеющим аналогов в России.
На этапе внедрения «Среды дистанционного обучения КемГИК» был запущен пилотный проект по реализации программ повышения квалификации для специалистов библиотечно-информационной сферы. Его успешное проведение и положительные отзывы участников образовательного процесса привлекли преподавателей других направлений и поэтому проект получил дальнейшее развитие.
Структура дистанционных курсов. При разработке и наполнении «Среды дистанционного обучения КемГИК» была сформирована рабочая группа, которая занималась методическим обеспечением преподавателей, работающих в системе, а также курировала сроки предоставления материалов и содержательное наполнение заданий. Рабочая группа также пересматривала учебные планы и графики обучения слушателей. Необходимость формирования рабочей группы обусловлена сложностями перехода для преподавателей на дистанционный формат общения со слушателями, а также методическими трудностями в содержательной переработке учебного материала. Отслеживанием соблюдения учебных графиков, зачислением на курс, обеспечением своевременной оплаты работы преподавателей занимается куратор.
В целях обеспечения высокого качества предоставляемых образовательных услуг, рабочей группой было принято решение об ограничении нормативной учебной нагрузки обучающегося до 6-8 часов в неделю. Такой подход позволяет быть уверенным, что у слушателей, большинство из которых занято на производстве, найдется время для полноценного изучения материала.
В «Среде дистанционного обучения КемГИК» предусмотрены две структуры: 1) недельная, рассчитанная на групповое обучение (рис. 1) и 2) модульная, предполагающая индивидуальное обучение слушателей (рис. 2). Система дистанционного обучения сформирована таким образом, что обучение проводится даже при индивидуальной заявке слушателей.
Рис. 1. Фрагмент недельной структуры курса
Рис. 2. Фрагмент модульной структуры курса
Материал разбит таким образом, что каждый модуль предполагает 8 часов работы слушателя, поэтому в зависимости от потребностей или финансовых возможностей обучающихся, они могут самостоятельно выбирать нужные модули (от 24 до 144 часов). В случае индивидуального обучения для каждого слушателя создаётся отдельный курс в Moodle, куда импортируются необходимый контент из базовых курсов.
Содержательное наполнение курсов. Самой сложной работой при разработке содержания учебных курсов оказалось переключить преподавателей на работу в дистанционном формате. Перед преподавателями были поставлены задачи:
1) Уложить учебный модуль в 8 часов работы слушателя (изучение теоретического материала, выполнение работ).
2) Переработать лекционный материл таким образом, чтобы он воспринимался без сопровождения преподавателем, легко усваивался, не требовал большого количества времени на изучение.
3) Подобрать интерактивные элементы для проверки усвоенных знаний и умений обучающимися.
Большинством преподавателей было принято решение размещать теоретический материал в виде презентационного материала, подготовленного в программе MS Power Point. Весь подготовленный таким образом материал был отсмотрен методической группой с точки зрения соблюдения требований, выдвинутых для преподавателей. Некоторые из преподавателей решили расширить объемы теоретического материала, снабдив его текстовым сопровождением в формате pdf или doc. В качестве достоинства размещения лекционного материала в виде презентаций, можно отметить наглядность представленного материала, умеренный объем. Как недостаток – преподаватели отказались от использования элемента курса «Лекция», который позволяет контролировать время, затраченное на изучение теоретического материала, а также сразу осуществить проверку усвоенных знаний.
Преподавателями не были задействованы технологии вебинаров, что связано с большим разрывом в часовых поясах между преподавателями и обучающимися, а также нерентабельности при индивидуальной работе со слушателями. В качестве перспективы рабочая группа рассматривает возможность взаимодействия со группами посредством вебинаров и их записи с дальнейшим использованием записей при индивидуальном обучении.
Достаточно популярным средством коммуникации в среде дистанционного обучения стал элемент «Форум». Обучаемые, по рекомендации преподавателя, выкладывают на форуме для обсуждения свои работы, тесно связанные с профессиональной деятельностью (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент форума по теме «Библиотека – многофункциональное учреждение?»
Поскольку среди обучаемых есть представители различных регионов страны, они проявляют интерес к выставленным работам и ведут общение с целью перенять имеющийся опыт. К несчастью, не все обучаемые готовы вступать во взаимодействие с другими слушателями и предпочитают отмалчиваться при обсуждении материалов. Для решения этой проблемы можно порекомендовать следующий педагогический прием, побуждающий участников группы к взаимодействию и совместному обсуждению материалов. Преподаватель предлагает использовать для ответов не модуль «Задание», а элемент «Форум». Для получения проходного балла обучающийся должен предложить вопрос по изученной теме для следующего обучающегося и ответить на вопрос, который задал предыдущий участник. Обучающиеся невольно включаются в дискуссию, а комментарии преподавателя позволяют оживить общение. К сожалению, использование форума в указанном формате при индивидуальном обучении невозможно.
По решению рабочей группы каждый учебный модуль должен заканчиваться контролем полученных знаний. Акцент преподаватели сделали на использование элемента «Задание», реже – «Тест» (рис. 4). Встречались учебные модули, в которых преподаватель предлагал сочетание этих элементов, но в таком случае, удельный вес каждого из заданий в общей оценке за курс составлял 0,5, чтобы вес каждого модуля равнялся 1.
Рис. 4. Использование элементов «Задание» и «Тест»
Стоит отметить, что некоторые преподаватели сочли необходимым осуществлять проверку полученных знаний по каждой теме учебного модуля. Фрагмент такого примера представлен на рис. 5. Стоит отметить, что такой подход оказался сложен для слушателей, потому что требует существенно больше нормативного времени.
Рис. 5. Типовой модуль дистанционного курса «Менеджмент организации социально-культурной сферы»
Для типового модуля объёмом 8 часов можно порекомендовать следующее распределение нагрузки:
- Изучение теоретического материала – 2 часа.
- Выполнение практического задания – 4 часа.
- Интерактивные элементы (глоссарий, форум, семинар, тесты и др.) – 2 час.
На данный момент интерактивные элементы, кроме заданий, тестов и форумов, в «Среде дистанционного обучения КемГИК» задействованы не были. Они рассматриваются как перспектива развития среды дистанционного обучения.
Обучение в дистанционном формате всегда должно оканчиваться выполнением выпускной квалификационной работы. Рабочей группой предусмотрено:
1) Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Такой вариант предусмотрен в случае долгосрочной переподготовки кадров высшей квалификации. Обучаемым предоставляется возможность выбора одной из тем с помощью элемента «Опрос» (рис. 6). Каждая из тем закреплена за преподавателем, который консультирует обучающегося и оказывает помощь в подготовке и защите работы. Предоставление и защита работ осуществляются в асинхронном режиме через элемент «Форум».
Рис. 6. Использование элемента «Опрос» при выборе темы выпускной квалификационной работы
2) Подготовка выпускной квалификационной работы (без защиты). Используется, в основном, для краткосрочных курсов. Как правило, обучающимся предлагается на выбор выполнение задания расширенного объёма по одному из изученных модулей. Предоставление работ осуществляется через элемент «Задание» (рис. 7).
Рис. 7. Использование элемента «Задание» при проверке выпускных квалификационных работ
Несмотря на короткий срок реализации, курсы дистанционного повышения квалификации КемГИК, организованные на платформе Moodle, оказались успешными и имеют положительные отзывы (рис 8).
Рис. 8. Отзывы, поступившие на проведенные дистанционные курсы
Работать в системе дистанционного обучения приглашены не только преподаватели КемГИК, но и специалисты-практики из других регионов страны. Это позволяет компилировать опыт работы в сфере культуры и искусств со всей страны в едином образовательном пространстве. Отсутствие привязанности ко времени и месту расширяет возможности привлечения не только преподавателей, но и обучающихся, обеспечивает мобильность обучающихся.
В качестве перспективы развития проекта «Среда дистанционного обучения КемГИК» стоит рассматривать расширение форм интерактивной работы со слушателями, вовлечение их в дискуссии профессиональной тематики, расширение спектра используемых инструментов СДО Moodle.