Загальне
Гетьман И.А., Сташкевич И.И.
Донбасская государственная машиностроительная академия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ Е-ОБУЧЕНИЯ MOODLE ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Написание и защита дипломной работы - неотъемлемая часть учебного процесса, во многом определяющая облик современного специалиста. Именно от того, в какой мере сегодняшние студенты будут приобщены к научным исследованиям и проектным разработкам, зависит творческая активность будущих специалистов, призванных решать насущные задачи общества.
Преподавателями кафедры накоплен большой опыт руководства дипломными проектами и сформулированы четкие требования к структуре дипломных работ, их содержанию, оформлению, защите. Данные требования соблюдаются и студентами-дипломниками, и преподавателями - их научными руководителями. Среди факторов, влияющих на процесс выполнения дипломного проекта, можно выделить следующие: основательная теоретическая подготовленность студента; формулировка темы таким образом, чтобы она отражала проблему, решаемую в ходе исследования; детально проработанный план исследования; преобладание в работе анализа явлений и факторов, наличие собственных суждений, прогноз ситуаций; качественная подготовка студента к защите. таким образом, подготовка дипломных проектов предполагает использование различных методических подходов, которые зависят от степени подготовленности студента, темы исследования, умения работать над источниками и документами. и студент, и преподаватель, который выступает в роли научного руководителя дипломного проекта, должны быть готовы к этому достаточно сложному этапу в обучении студента.
Выполнение дипломного проекта начинается с утверждения темы. правильно сформулированная тема - это как правило половина его успешного выполнения. На кафедре практикуется два подхода к выбору темы дипломного проекта: кафедра предлагает перечень возможных направлений исследований, из которого студент выбирает для себя тему; либо же студент самостоятельно формулирует тему и согласовывает её с выбранным руководителям. Обычно к самостоятельной формулировке темы студенты готовы после прохождения ознакомительной производственной практики, во время которой они ведут активную роль пр сбору материалов для будущего дипломного проекта. Такой вариант выбора темы имеет более высокую результативность. После согласования темы дипломного проекта, студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение работы. Вовремя и грамотно составленное задание позволяет студенту в ходе второй практики выполнить почти половину задания по написанию пояснительной записки диплома.
Опыт показывает, что для повышения качества дипломных проектов целесообразно темы сужать, конкретизируя объект исследования, переходя от "экстенсивного" изучения к "интенсивному" планомерному и углубленному изучению объекта и решению конкретных задач и проблем. Требования, предъявляемые к теме дипломного проекта, можно сформулировать следующим образом: актуальность и социальная значимость темы; ориентация на решение конкретных задач; соответствие профилю научных исследований и разработок кафедры и , в частности, научного руководителя; соответствие содержанию нескольких (не менее двух) учебных дисциплин; соответствие специальности [1].
Для перехода к новому качественно более высокому уровню процесса написания дипломного проекта необходимо сочетать исследовательские и проектные решения студентов-дипломников с их практической реализацией, конечно в тех случаях, когда это возможно. Такой подход позволяет студентам наглядно убедиться в эффективности предлагаемых ими решений. Результаты исследований студентов могут быть использованы в процессе обучения по специальным дисциплинам при проведении практикумов и лабораторных работ.
Качественный дипломный проект, как показывает опыт, не может быть написан на последнем году обучения за пару месяцев. прежде всего, из-за недостатка времени для сбора, систематизации и осмысления полученных результатов. Лучшие работы студентов, как правило, вынашиваются ими уже с третьего- четвертого курсов, и данные для таких проектов собираются на протяжении семестров. Поэтому мотивировать студентов при выборе темы дипломного проекта нужно как можно раньше. Это обеспечит более глубокое погружение в проблематику к моменту начала написания проекта, а также целенаправленное использование времени практики для сбора и систематизации необходимой для исследования информации. Для того чтобы студент мог критически осмыслить, оценить и выбрать возможное направление исследования, необходимо в процессе защиты каждого из этапов практики обязательно требовать от студентов хотя бы краткой формулировки актуальных проблем ("узких мест") в работе предприятий (их мест практики) и предложения пути их решения.
Для лучшей организации самостоятельной деятельности студентов, оперативного и систематического взаимодействия студента с научным руководителем, а также улучшения методического процесса написания дипломного проекта очень помогает использование возможности системы е-обучения Moodle. для студентов дипломников в этой среде существует возможность создания специального курса - виртуального личного кабинета студента под названием "Дипломный проект". В данном курсе весь процесс написания дипломного проекта разбивается на шесть этапов: выбор направления исследования (рекомендации по выбору направления исследования; аннотация тем); закрепление темы (процедура закрепления темы; необходимые бланки документов); предварительный подбор материалов (рекомендации по изучению исследований теоретического характера, нормативных актов, специальной литературы; списки литературы:; написание дипломного проекта (основные задачи; требования; контрольные точки исследования; план и график; бланки; текущая статистика выполнения работы; методические рекомендации по написанию некоторых частей проекта; полезные ссылки; организация общения студентов с руководителем - консультации и обсуждение вопросов, возникающих в процессе написания работы, комментарии и рекомендации руководителя относительно написанных частей); оформление дипломного проекта (методические рекомендации; образцы); защита дипломного проекта и подготовка к ней (процедура нормоконтроля; рекомендации по подготовке доклада, слайд-шоу, раздаточного материала; шаблоны презентаций) [2].
Наибольший эффект в работе со студентами дипломниками дает сочетание коллективных консультаций с индивидуальными с использованием системы Moodlt, так как в наш век время ценят все, а большинство студентов зачастую на момент написания диплома уже работают и не всегда имеют возможность отлучится с работы. особенно полезно использование такого курса при работе со студентами заочной (дистанционно) формы обучения, которая в настоящее время широко развита в академии.
Контрольную функцию написания проекта позволяет выполнять план-график, формируемый кафедрой, который вывешивается в е-курсе. Этот план трансформируется автором посредством совмещения с личным планом общих встреч с дипломниками. В качестве мотивирующего момента в курсе должна периодически публиковаться сводка о готовности проектов по всем студентам-дипломникам на конкретную дату. На завершающем этапе, когда проходит подготовка к защите проекта, лучший результат дает уже индивидуальная работа с каждым студентом в отдельности, что позволяет руководителю максимально помочь студенту подготовится к этому ответственному этапу. Помимо разработанных методических рекомендаций по подготовке к защите и различных шаблонов, рекомендуется проведение семинара, где руководитель подробно рассказывает о процедуре защиты и отвечает на вопросы студентов а затем провести очную предзащиту подготовленных дипломных проектов. Умение и мастерство выступления студента при защите приобретаются кропотливым трудом и проявляются не сразу. Здесь большую роль играют такие факторы, как его опыт публичных выступлений, работа студента в кафедральных научных исследованиях, его выступления на семинарах и конференциях. Поэтому особенно важно преподавателям в своих практических и лекционных занятиях применять такие формы защиты рефератов, первоисточников, лабораторных и курсовых работ с обязательным наличием презентации, выступления, ответов на вопросы и соблюдения временного регламента. Это позволит студентам своевременно получить необходимый опыт публичности и не делать ошибок во время защиты дипломного проекта.
Система подготовки студентов к научной работе должна достаточно четко быть дифференцирована в зависимости от года обучения. Реализовать данную систему можно за счёт предметов по выбору, в специальных дисциплинах, на проводимых преподавателями занятиях по курсовому и дипломному проектированию.
Вывод. В связи с разноуровневой подготовкой абитуриентов студенты в большинстве своём не готовы к ведению научно-исследовательских работ. Они сталкиваются с существенными трудностями при написании исследовательских, курсовых работ, дипломных проектов, если у них отсутствуют или недостаточно развиты навыки исследования и правильной организации самостоятельной деятельности (учебной и практической).
Для написания качественного дипломного проекта необходим определённый уровень подготовки, как студентов, так и научных руководителей, поэтому необходима планомерная подготовка к подобному роду деятельности. Подготовка студентов к научной деятельности требует систематичности и включения в программу блоков (или введение отдельной дисциплины), готовящих студентов к этой деятельности. Приобретенные в ходе освоения дисциплины умения должны постепенно перерасти в компетенции, определяемые как процессы достижения целей заданного уровня качества.
Несомтря на то, что преподавателями накоплен огромный опыт в руководстве процессом написания дипломных проектов, отсутствует общая методика этого процесса, не происходит обмен опытом и инструментами в этой области. Взаимообмен полезными наработками позволит усовершенствовать работу преподавателей в области руководства дипломными проектами и сформулировать общие подходы к это деятельности.
Виртуальная среда Moodlt значительно расширяет возможности руководителя дипломного проекта в области улучшения методического обеспечения процесса написания работы и не требует личного присутствия студента в академии для получения консультации. данная среда позволяет сделать содержание всех этапов написания работы более прозрачными для студентов, а руководителю даёт возможность более качественного контроля за деятельностью студента.
Готовность студента к исследовательской деятельности в комплексе с грамотным руководством и продуманным методическим обеспечением позволит в итоге повысить качество выпускных квалификационных работ и подготовить конкурентноспособных и критически мыслящих специалистов, готовых к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности и личностному росту га протяжении жизни.
Список использованных источников
- Назаров А.А. Организация дипломного проектирования в современных условиях. / А.А. Назаров // Материалы научно-методической конференции " Проблемы государственной аттестации выпускников". – ВГУ, 2005. – С. 17-18.
- Гетьман І.А. Організація самостійної рототі студентів у системі дистанційного навчання / І.А. Гетьман // Інформаційні технології в культурі, мистецтві, освіті, науці, економіці та бізнесі: матеріали МНПК. -Кіев: Вид. центр КНУКіМ. Том 1. – 2016. – С. 49-54.